Версия для слабовидящих
Общая информация
    Основная образовательная программа муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад № 1 комбинированного вида города Ржева Тверской области (МДОУ детский сад № 1)

    156 Кб
    скачать

    Принята протоколом №1 от 31.08.2018

    Приложения

     

     

     

    Принята

    «Утверждаю»

    Председатель Педагогического совета

    Педагогическим советом

    МДОУ детский сад № 1 

    Заведующая МДОУ детский сад № 1

    _______________Федорова  О.В.

    Протокол  №  1  от  31.08. 2018 г.

    Приказ № _____от___________

     

    Основная
    образовательная
    программа
    муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения
    детский сад № 1 комбинированного вида
    города Ржева Тверской области
    (МДОУ детский сад № 1)

    Ржев
    2018 г.
    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................................3
    1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................................8
    1.1. Пояснительная записка .........................................................................................................8
    1.1.1. Цели и задачи Программы .................................................................................................9
    1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы ...................................................10
    1.2. Планируемые результаты ....................................................................................................10
    Целевые ориентиры в младенческом возрасте ........................................................................11
    Целевые ориентиры в раннем возрасте ....................................................................................11
    Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы ....................................…..12
    1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе ….14
    2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................18
    2.1. Общие положения ................................................................................................................18
    2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. .............................................19
    2.2.1. Младенческий и ранний возраст ..............................................................................21
    Младенческий возраст (2-12 месяцев) ......................................................................................21
    Ранний возраст (1-3 года) ...................................................................................................……25
    2.2.2. Дошкольный возраст ........................................................................................................31
    Социально-коммуникативное развитие ....................................................................................52
    Познавательное развитие ...........................................................................................................76
    Речевое развитие .........................................................................................................................95
    Художественно-эстетическое развитие ..................................................................................110
    Физическое развитие ................................................................................................................125
    2.3. Взаимодействие взрослых с детьми .................................................................................132
    2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников ....................133
    2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья ........... ……………………………………………………………137
    3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .......................................................................................142
    3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка ...................142
    3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды ................................161
    3.3. Кадровые условия реализации Программы ....................................................................170
    3.4. Материально-техническое обеспечение Программы .....................................................173
    3.5. Финансовые условия реализации Программы ...............................................................174
    3.6. Планирование образовательной деятельности ...............................................................175
    3.7. Режим дня и распорядок ...................................................................................................179
    3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы иобеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов ......183
    3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов ..............................185
    3.10. Перечень литературных источников .............................................................................186

    ВВЕДЕНИЕ

    Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»
    от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.
    Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
    Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
    Трансформация России в постиндустриальное общество, процессы информатизации, усиление значимости средств массовой информации как института социализации, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов открывают новые возможности развития личности ребенка, но одновременно несут и различного рода риски.
    Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.
    Необходимость в таком обновлении вызвана целым рядом объективных факторов развития современного общества и экономики и связанных с этим новых требований к образованию, изменениями условий жизни и взросления детей, обобщаемых в понятии «новая социокультурная ситуация развития детства», а также новыми данными многочисленных исследований в области нейронауки, психологии развития, исследований семьи и детства и др.
    Международные педагогические исследования, такие как сравнительные исследования достижений учащихся TIMSS, PISA и PIRLS, исследования, проводившиеся ОЭСР, такие как StartingStrong, движение за права детей, получившее распространение во всем мире после принятия ООН в 1989 г. Конвенции о правах ребенка, свидетельствуют о понимании ключевого значения образования в стабильном развитии общества, о важности создания условий доступности качественного образования для детей на самых раннихэтапах развития.
    Переосмысление роли и задач образования в период раннего и дошкольного детства, происходящее во всем мире, связано с выявлением образовательного потенциала детей раннего и дошкольного возраста, факторов, влияющих на развитие детей, краткосрочных и долгосрочных эффектов условий жизни и образовательных стратегий на ранних этапах развития, их влияния на биографию отдельного человека, значения для стабильного развития общества и экономики в целом.
    Наша Программа направлена на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования.
    Программа направлена на раскрытие разнообразных форм активности, присущих самому ребенку.
    Современные достижения цивилизации открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны:
    – с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;
    – с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;
    – с появлением коммуникационных и сетевых технологий;
    – с расширением инновационных программ профессиональной подготовки педагогов и воспитателей, обладающих мастерством коммуникативной компетентности и искусством мотивирования поведения детей.
    В то же время рост социальной неопределенности, нарастающая скорость социально-экономических изменений, расширяющиеся границы информационного общества, спектр информационно-коммуникационных технологий порождают новую социальную ситуацию развития ребенка, несущую определенные риски для детей дошкольного возраста:
    – ярко выраженная дифференциация социально-экономических условий жизни российских граждан ведет к нарастанию различий в траекториях развития детей из разных слоев, из разных регионов, из городской и сельской местности, несет угрозу утраты единого образовательного пространства;
    – рост группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, при увеличении количества детей с проблемными вариантами развития, детей, растущих в условиях социально-экономического, медико-биологического, экологического, педагогического и психологического риска, приводит к нарастанию различий в динамике развития детей, в степени развития их способностей, к мотивационным различиям;
    –игнорирование возрастной специфики дошкольного детства, перенос учебно-дисциплинарной модели в практику педагогической работы на уровне дошкольного образования создает увеличивающийся разрыв между ступенями дошкольного и общего образования;
    – тенденция к «школяризации» дошкольного образования, к форсированию интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации за счет вытеснения типично детских видов деятельности и замещения их псевдоучебной деятельностью приводит к снижению общей активности детей – игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и пр., что ведет к слабой сформированности у детей предпосылок учебной деятельности, а следовательно, к снижению их мотивации к учению на следующих уровнях образования;
    – неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности.
    С учетом культурно-исторических особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира и обозначенных выше рисков для полноценного развития и безопасности детей, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), разработана Основная образовательная программа МДОУ детский сад № 1 г.Ржева Тверской области (далее – Программа).
    По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.
    Рамочный характер Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей. Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный подход к развитию личности в природе и обществе, культурно-деятельностную психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества.
    Согласно историко-эволюционному, культурно-деятельностному подходам к развитию ребенка накопленные в опыте предыдущих поколений знания не просто передаются напрямую от взрослого к ребенку; ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом, знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром.
    Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
    Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности.
    Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник социализации и развития личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.
    На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.
    Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия образовательной деятельности.
    Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
    Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
    Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
    Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
    – игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
    – коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
    – познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
    – восприятие художественной литературы и фольклора,
    – самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
    – конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
    – изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
    – музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
    – двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
    Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
    Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
    – психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,
    – особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
    – особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
    – способов и направлений поддержки детской инициативы,
    – особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,
    – особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
    Объем обязательной части основной образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, должен составляет не более 40% от ее общего объема.
    В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных особенностей включаются в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
    Программа содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.

    1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1.1.Пояснительная записка
    ООП МДОУ разработана в соответствии:
    С международными правовыми актами:
    - Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990);
    - Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1286 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959)
    Законами РФ и документами Правительства РФ:
    - Конституция РФ ст.7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 30, 32, 33
    - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
    - «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изм. и доп.);
    - «Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.2000 г.);
    Документами Федеральных служб:
    - «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26);
    Нормативно-правовыми документами Минобразования России:
    - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014
    «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
    - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

    1.1.1.Цели и задачи Программы

    Программа направлена на достижение трех основных целей:
    • сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
    • способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;
    • обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
    Задачи:
    1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
    2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места
    жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных
    возможностей здоровья).
    3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных
    уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
    4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
    склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими
    детьми, взрослыми и миром.
    5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
    ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
    6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
    формирования предпосылок учебной деятельности.
    7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности
    формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
    8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
    9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

    1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы

    Программа направлена на:
    создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
    на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
    Принципы и подходы:
    1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
    2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
    3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
    4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
    5) сотрудничество Организации с семьей;
    6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
    7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
    8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
    9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

    1.2.Планируемые результаты освоения Программы

    Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
    Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение
    целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
    В соответствии с периодизацией психического развития ребенка, принятой в культурно-исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста детства:
    младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
    Целевые ориентиры в младенческом возрасте

    К концу первого полугодия жизни ребенок:
    - обнаруживает выраженную потребность в общении со взрослыми: проявляет интерес и положительные эмоции в ответ на обращения взрослого, сам инициирует общение, привлекая взрослого с помощью голосовых проявлений, улыбок, движений, охотно включается в эмоциональные игры;
    - проявляет поисковую и познавательную активность по отношению к предметному окружению: с интересом рассматривает игрушки и другие предметы, следит за их перемещением, прислушивается к издаваемым ими звукам, радуется, стремится взять игрушку в руки, обследовать ее.
    К концу первого года жизни ребенок:
    - активно проявляет потребность в эмоциональном общении, поиске разнообразных впечатлений, чувствительность к эмоциям и смыслам слов взрослых, избирательное отношение к близким и посторонним людям;
    - активно обследует разнообразные предметы, интересуется и манипулирует ими, пытается подражать действиям взрослых; проявляет инициативу и настойчивость в желании получить ту или иную игрушку и действовать с ней по своему усмотрению;
    - во взаимодействии со взрослым пользуется разнообразными средствами общения: мимикой, жестами, голосовыми проявлениями (лепечет, произносит первые слова); стремится привлечь взрослого к совместным действиям с предметами; различает поощрение и порицание взрослыми своих действий;
    - охотно слушает детские стишки, песенки, игру на музыкальных инструментах, рассматривает картинки, узнает, что на них изображено, по просьбе взрослого может показать названный предмет; пытается сам использовать мелки и карандаши;
    - стремится проявлять самостоятельность при овладении навыками самообслуживания (есть ложкой, пить из чашки и пр.);
    - проявляет двигательную активность: свободно изменяет позу, сидит, ползает, встает на ножки, переступает ногами, ходит самостоятельно или при поддержке взрослых.

    Целевые ориентиры в раннем возрасте

    К трем годам ребенок:
    - интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует.
    - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
    - проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
    - стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
    - владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;
    - проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
    - взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;
    - в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
    - проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
    - любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления.
    - охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);
    - с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

    Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

    К семи годам:
    - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности.
    - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
    - ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
    - Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
    - ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре.
    - ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
    - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
    - у ребенка развита крупная и мелкая моторика.
    - он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
    - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
    - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
    - склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
    - знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
    - способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    По итогам освоения Программы ребёнок:
    имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям;
    у него сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении;
    проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография);
    владеет основнымикультурно-гигиеническиминавыками;
    самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности;
    понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;
    познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках — книгах, энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов;
    самостоятелен и одновременно умеет обращаться ко взрослым за помощью;
    заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности, владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
    эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликаетсяна эмоции близких людей, сопереживает персонажам при восприятии произведений художественной литературы, театра, кино, изобразительной деятельности, музыки, а также красоты окружающего мира, природы;
    общителен, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, способен вести диалог и выражать свои мысли с помощью монологической речи; умеет договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность, владеет навыками сотрудничества;
    владеет стилем коммуникации со взрослыми и сверстниками и произвольно может изменять его;
    способен произвольно управлять своим поведением и планировать действия;
    соблюдает общепринятые нормы и правила поведения — в том числе на улице (дорожные правила), правила поведения в общественных местах (театр, магазин, поликлиника, транспорт и т. п.);
    имеет базовые ценностные представления и руководствуется ими в собственном социальном поведении;
    интеллектуально развит в соответствии с возрастными возможностями, способен решать интеллектуальные задачи;
    инициативен в деятельности, способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
    имеет первичную целостную картину мира, представления о себе, семье, обществе(ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
    принадлежности других людей к определённому полу; культурных ценностях;
    обладает сформированными умениями и навыками (речевыми, изобразительными, музыкальными, конструктивными и др.), необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности;
    доброжелателен и спокоен, дружелюбен к другим людям и живым существам;
    осознаёт себя гражданином России;
    психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности;
    хочет учиться и стать школьником, рассматривая это как новую желаемую и привлекательную ступень собственной взрослости;
    имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других;
    обладает живым воображением, способен к фантазии и творчеству в разных формах.

    1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
    - Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой МДОУ по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование. Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта ДО, в котором определены государственные гарантии качества образования.
    - Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой МДОУ, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании направлено в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий в процессе образовательной деятельности.
    - Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление МДОУ и т. д.
    - Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности МДОУ на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
    - Целевые ориентиры, представленные в Программе:
    не подлежат непосредственной оценке;
    не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
    не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
    не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
    не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
    Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
    педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
    детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
    карты развития ребенка;
    различные шкалы индивидуального развития.
    Программа предоставляет МДОУ право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.
    В соответствии со Стандартом и принципами Программы оценка качестваобразовательной деятельности по Программе:
    1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;
    2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного постиндустриального общества;
    3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования;
    4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, МДОУ и для педагогов МДОУ в соответствии:
    – с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве,
    – разнообразием вариантов образовательной среды,
    – разнообразием местных условий.
    5)представляет собой основу для развивающего управления программами дошкольного образования на уровне МДОУ, учредителя, региона, страны, обеспечивая тем самым качество основных образовательных программ дошкольного образования в разных условиях их реализации в масштабах всей страны.
    Система оценки качества реализации программ дошкольного образования на уровне МДОУ должна обеспечивать участие всех участников образовательных отношений и в то же время выполнять свою основную задачу – обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Стандарта.
    Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
    • диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;
    • внутренняя оценка, самооценка МДОУ;
    • внешняя оценка МДОУ, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.
    На уровне МДОУ система оценки качества реализации Программы
    решает задачи:
    • повышения качества реализации программы дошкольного образования;
    • реализации требований Стандарта к структуре, условиям и целевым
    ориентирам основной образовательной программы МДОУ;
    • обеспечения объективной экспертизы деятельности МДОУ в процессе
    оценки качества программы дошкольного образования;
    • задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и
    перспектив развития самого МДОУ;
    • создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
    Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации МДОУ
    материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над Программой, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений основной образовательной программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.
    Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности МДОУ, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов МДОУ.
    Система оценки качества дошкольного образования:
    –сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации основной образовательной программы в МДОУ в пяти образовательных областях, определенных Стандартом;
    – учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи ребенка;
    – исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы МДОУ;
    – исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;
    – способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и государства;
    – включает как оценку педагогами МДОУ собственной работы, так и
    независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в дошкольной организации;
    – использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в МДОУ, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.

    3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

    Дошкольное учреждение в соответствии с поставленными образовательными целями создаёт развивающую предметно-пространственную среду, которая в соответствии с критериями, зафиксированными ФГОС дошкольного образования, должна быть: содержательно насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной.
    В зависимости от материальных и кадровых условий, которыми располагает ДОУ, и характера запроса, который предъявляют к ней родители, материально-техническое обеспечение бывает трёх уровней.
    Минимальный уровень материально-техническогообеспечения позволяет успешно реализовать ФГОС дошкольного образования в массовом детском саду, с любыми, сколь угодно скромными материальными возможностями. Он подразумевает сотворчество педагогов и родителей в создании развивающейпредметно-пространственнойсреды, многие элементы которой создаются их руками с посильным участием детей.
    Базовый уровень материально-технического обеспечения располагает некоторыми дополнительными возможностями в плане кадров или материальной базы. Имеется музыкально-физкультурный зал, кабинет учителя – логопеда, кабинет психолога, а значит, музыкальный руководитель, учитель – логопед, психолог.
    Организация развивающейпредметно-пространственнойсреды
    для детей младенческогои раннего возраста

    При любом уровне материально-техническогообеспечения содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального и перспективного развития детей.
    Жизненное пространство в группе дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками-нишами,например, зона сюжетных игр отделяется от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребёнку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
    В групповом помещении могут быть организованы зоны для:
    • приёма пищи и занятий (столики со стульчиками); развития движений; сюжетных игр;
    • игр со строительным материалом; игр с машинками; изобразительной деятельности; музыкальных занятий;
    • чтения и рассматривания иллюстраций; игр с песком и водой; отдыха (уголок уединения);
    • уголка природы (аквариум, фонтанчик, растения).

    Материалы и игрушки длясоциально-коммуникативногоразвития детей
    В группе должны находиться:
    • фотографии детей, семейные альбомы;
    • фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и дошкольной организации;
    • наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разнообразные занятия детей и взрослых;
    • картинки и фотографии, отражающие разные эмоциональные состояния людей (весёлый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивлённый, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации.

    Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр
    В группе должны находиться:
    • игрушки-персонажи:куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать,куклы-голыши,антропоморфные (очеловеченные) животные из разных материалов (мишки, собачки, кошечки и т. д.);
    • стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.);
    • стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.);
    • игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовыеприборы), укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца), купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки), лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.), прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки), уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок, веник, салфетки);игры в парикмахерскую (зеркало, расчёска, ленточки, флаконы), игры в магазин (весы, игрушечный калькулятор, касса, деньги, муляжи продуктов и др.), игры в цирк (заводные игрушки: обезьянка, курочка, заяц с барабаном; перчаточные куклы, маски), игры в солдатиков (соответствующие наборы игрушек) и др.;
    • строительные наборы для изготовления мебели, домов, дорожек и пр.;
    • машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые и гоночные машины, подъёмный кран, самолёты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.);
    • детские телефоны;
    • предметы-заместителив коробках (кубики, палочки, шишки, жёлуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.);
    • крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.;
    • большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно делать поезда, туннели, дома и пр.

    Материалы и игрушки для познавательного иречевого развития детей
    Вгруппе должны находиться бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности. Они должны быть выполнены из различных материалов, иметь разные размеры, цвета, фактуру, стимулировать выполнение разнообразных действий. Необходимо предусмотреть наличие одинаковых наборов игрушек, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с предметами и не ссорились из-заних.
    Среди игрушек и материалов, способствующих развитию предметной деятельности, должны быть:
    • пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий; они могут быть представлены на специально созданных дидактических столах, в наборах, аналогичных наборам «Дары Фрёбеля»;
    • большая напольная пирамида для совместных игр детей;
    • матрёшки;
    • наборы кубиков и объёмных тел (цилиндры, бруски, шары, диски);
    • игрушки-орудия(совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.);
    • наборы разнообразных объёмных вкладышей;
    • мозаики, рамки-вкладышис различными геометрическими формами, пазлы;
    • конструкторы;
    • игрушки-забавы(звучащие, двигающиеся: неваляшки, пищалки, колокольчики, шумовые коробочки, клюющие курочки и др.);
    • заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки и пр.).

    Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования:
    • столы-поддоныс песком и водой;
    • плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.);
    • разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, неработающая кофемолка, телефон и пр.);
    • приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, калейдоскопы, зеркальца, электрические фонарики, метроном, магнитные игрушки);
    • игрушки из материалов разного качества и разной плотности (из тканей, резины,дерева, пластика и др.;
    • мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.);
    • пластические материалы (глина, тесто);
    • материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.);
    • трубочки для продувания, просовывания;
    • игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застёжками, головоломки, наборы для игр, направленных на решение проблемных ситуаций);
    • игрушки со светозвуковым эффектом;
    • «волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками;
    • игрушки и предметы для наблюдения (электрическая железная дорога, серпантинная дорога, эстакады с движущимися игрушками, мыльные пузыри и др.);
    • наборы предметных картинок и сюжетных картин по разным темам (например, «Домашние и дикие животные», «Деревья. Кустарники. Травы», «Насекомые», «Птицы», «Профессии», «Правила дорожного движения», «Сезонные изменения в природе» и т. д.);
    • книги, открытки, альбомы,аудио-,видеоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений.
    Материалы для развития речи:
    • книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов);
    • предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.).

    Материалы и оборудование дляхудожественно-эстетическогоразвития детей
    В группах должны быть материалы и оборудование общего назначения:
    • книги с красочными иллюстрациями, репродукции;
    • альбомы с цветными фотографиями произведенийдекоративно-прикладногоискусства;
    • альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов;
    • музыкальные инструменты (пианино, баян, аккордеон, гитара);
    • фланелеграф;
    • стенд для демонстрации детских рисунков и поделок; ёмкости для хранения материалов для изобразительной деятельности.

    Материалы для изобразительной деятельности:
    • наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков;
    • краски (гуашь, акварель, пищевые красители);
    • кисти для рисования, клея;
    • палитра, ёмкости для воды, красок, клея;
    • салфетки для вытирания рук и красок;
    • бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликации;
    • глина, пластилин (не липнущий к рукам);
    • печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров; трафареты для закрашивания;
    • доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом; мольберты;
    • фартуки и нарукавники для детей.

    Материалы для музыкального развития детей:
    • игрушечные музыкальные инструменты (бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино, шумовые инструменты, в том числе самодельные);
    • игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электро-музыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки);
    • аудиосредства (магнитофон, музыкальный центр; аудиоматериалы с записями музыкальных произведений).

    Материалы для театрализованной деятельности:
    • оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, сказочных персонажей, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и др.);
    • карнавальные костюмы, маски;
    • фланелеграф (коврограф, магнитная доска) с набором персонажей и декораций;
    • интерактивная доска с соответствующим программным обеспечением, позволяющим использовать декорации и персонажи детских сказок в движении;
    • различные виды театров (бибабо, настольный плоскостной, магнитный, теневой);
    • аудио-,видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов.

    Материалы и оборудование для физического развития детей
    В группе должны быть различные приспособления, способствующие развитию двигательной активности детей (ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки). К ним относятся:
    • горки;
    • лесенки;
    • скамеечки;
    • туннели;
    • домики;
    • игрушки-качалки;
    • модульные сооружения различных форм, изготовленные из разнообразных материалов;
    • верёвки;
    • дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения;
    • массажные дорожки и коврики с разным покрытием;
    • «сухой бассейн»;
    • мини-маты.
    В группе должны быть игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику, в том числе:
    • мячи разных размеров, в том числе массажные;
    • кегли;
    • обручи, кольца;
    • игрушки, которые можно катать, толкать;
    • разноцветные предметы различной формы для нанизывания;
    • доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками;
    • специальные приспособления (стенды, тренажёры), предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застёжки — молнии, пуговицы, петли, крючки, шнуровки и др.);
    • коробки с разными крышками и прорезями, копилки.
    Оборудование и игрушки для детской площадки:
    • песочница;
    • скамейки;
    • горка;
    • качели;
    • велосипеды;
    • санки;
    • игрушки для двигательной активности (мячи, тележки, игрушки для толкания);
    • игрушки для игр в песочнице (ведёрки, формочки, лопатки, совочки);
    • оборудование и игрушки для игр с водой в летнее время года (надувной бассейн,тазики для воды, плавающие игрушки, сачки и др.).

     

    ПриложениеПриложение
    Закрыть
    Сообщение об ошибке
    Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
    Расположение ошибки: .

    Текст ошибки:
    Комментарий или отзыв о сайте:
    Отправить captcha
    Введите код: *